Экологическая катастрофа в Чечне и на Кавказе-II

Кавказ – жемчужина планеты!

В те далекие времена не могло быть и речи хотя бы о примитивных мерах по защите окружающей среды, так как советская система была колониализмом в худшем своем проявлении. Хищническое разграбление нефти приводило к тому, что из-за нехватки емкостей под добываемую нефть в предместьях Грозного образовывались целые озера из нефти и мазута, которые просачивались в почву. При транспортировке и наливе нефть и нефтепродукты всюду разливались. В будущем неумелое использование нефтепродуктов даст о себе знать.

 

Нефтеперерабатывающие заводы были сосредоточены в основном в Заводском районе города Грозного. Из-за крайне низкой эффективности очистных сооружений на этих заводах и изношенности оборудования, которому было более 100 лет, в Заводском районе стояла невыносимая вонь. Иногда, особенно при прорывах газопроводов, по улицам стелился желто-сизый дым, невозможно было дышать, тем не менее люди шли на работу.

 

В то время это был настоящий казарменный социализм и невыход рабочих на работу жестоко карался. С людскими потерями мало кто считался. Вся экономика Чечено-Ингушетии была нацелена на выполнение и перевыполнение планов пятилеток. Правда, до 70 годов, когда республика давала максимум энергетического сырья, снабжение здесь было более-менее сносным. Но о состоянии экологии никто не говорил: на эту тему властными коммунистическими органами было наложено жесткое табу. Любая публикация на тему экологии была запрещена.

 

А между тем, даже в других районах чеченской столицы по утрам иногда невозможно было открыть дверь из-за невозможно гадкого сернистого запаха. Экологическая ситуация в Грозном ухудшалась потому, что с 80-х годов в Чечню на переработку транспортировалась Тенгизская нефть (Казахстан) с большим содержанием серы, которая при переработке распространяла удушливые «ароматы» чуть ли не по всей республике.

 

В1994 году начались боевые действия между Россией и Чеченской Республикой. Россия применила здесь весь арсенал современного вооружения, кроме разве что ядерного. И это не осталось без последствий. Запылали огнем нефтехранилища, заводы и промыслы. Черные клубы дыма окутали город и республику. Зимой 1995 года выпадающий снег был практически черным от дыма. Горели также нефтяные скважины, на тушение которых не хватало техники.

 

Даже в условиях войны на территории Чеченской Республики подпольно функционировали минизаводы, перерабатывавшие похищаемую нефть. Дело в том, что чеченская нефть высокооктановая, без примесей, и ее переработка не требует больших затрат энергии. Получаемый в полевых условиях бензин не намного отличается от заводского.

 

После окончания боевых действий «первой» чеченской войны, республику захлестнула новая напасть. В результате применения крупнокалиберной артиллерии и авиации, мин и фугасов, произошли тектонические сдвиги почвы, особенно в пределах города Грозного. Нефтяные фракции в виде конденсата стали выходить на поверхность почвы. Конденсат – это почти что очищенная естественным образом, через почву, та самая нефть, которая с конца XIX века проливалась на землю, а также просачивалась в почву через проржавевшие трубопроводы. По всей территории Грозного и окрестностей, как считают ученые, под землей образовались озера конденсата, который в результате тектонических сдвигов стал выдавливаться на поверхность.

 

Этим обстоятельством не преминули воспользоваться предприимчивые чеченцы. Они стали выкапывать неглубокие колодцы от 7 до 10 метров, из которых стали доставать конденсат. Начался второй нефтяной бум в Чечне. Конденсат стал добываться практически в каждом дворе. Если в начале этого бума чеченское правительство пыталось поставить добычу конденсата на промышленную основу, то впоследствии это предприятие не нашло практического применения. То ли за конденсат мало платили, то ли посчитали не прибыльным его сбор и доставку на переработку. Зато частные предприниматели, владельцы многочисленных колодцев, нашили для себя выход: – конденсат стал перерабатываться тут же, на месте, практически во всех дворах, где добывалось сырье. Минизаводы по выработке бензина стали беспрепятственно функционировать практически прямо в центре города. В Грозном и пригородах стало практически нечем дышать.

 

Последствия конденсатного бума были страшные: люди стали болеть, практически каждый житель чеченской столицы жаловался на боли в груди, распространились болезни дыхательных путей: туберкулез, бронхит, астма и другие. Почти сплошным явлением стало преждевременное выпадение волос на голове. Распространились кожные и онкологические заболевания.

 

Майрбек ТАРАМОВ, для журнала “Ecocide”, Германия, 3.08.02