Россия должна признать Абхазию до Олимпиады-I

Эксклюзивное интервью с министром иностранных дел республики Абхазия Сергеем Шамба

"Yтро": Сергей Миронович, какую цель преследуют люди, устраивающие взрывы в Абхазии и обстрелы в Южной Осетии?

 

Сергей Шамба: Чтобы показать миру неэффективность миротворческой миссии. Если посмотреть на то, как действуют некоторые участники переговорного процесса, экспертные группы, становится очевидным, что они хотят продемонстрировать неэффективность миротворческой операции и роли России в целом в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Как только Россия вышла из режима экономических санкций, вдруг ее роль стала неэффективной! Когда нас душили санкциями, все было эффективно, а теперь, оказывается, не очень. Тут-то и открываются истинные цели. В Абхазии понимают, что чем ближе мы будем к нашей цели – независимости, тем острее будет борьба.

 

"Y": Насколько же Абхазия приблизилась к этой цели? Еще год назад вы были настроены более оптимистично, или это только кажется?

 

С.Ш.: Не только мы, но и некоторые "друзья Грузии" ожидали, что Россия признает Абхазию на следующий день после провозглашения независимости Косово. Но вообще мы с самого начала считали, что признание займет длительный период, когда в процессе исторического развития ситуация подойдет к этому, и Абхазия покажет способность развиваться, развивать экономику, демократические процессы, состоится как государство, и в контактах с ней будут заинтересованы. В принципе, такой интерес есть и сейчас. Но Косово создало реальный прецедент, и все это прекрасно понимают. Косово – бывшая автономия Сербии, так же как и Абхазия – бывшая автономия Грузии. До сих пор признавались только бывшие союзные республики Югославии и СССР. И все понимают, что ответный ход России будет вполне обоснованным. Мы считаем, что признание Абхазии станет последним шагом новой российской стратегии. Это неплохая перспектива.

 

"Y": Надежда на переговоры с Грузией после терактов и обострения ситуации рухнули?

 

С.Ш.: Мы не обсуждаем модели возвращения в состав Грузии. В нашем плане – "Ключ к будущему", который был передан всем посредникам по урегулированию конфликта, речь идет о готовности восстановить добрососедские отношения с Грузией, что только будет способствовать стабилизации. Всю нашу историю наши предки боролись за независимость. В советское время маленький абхазский народ был единственным в СССР, который раз в 10 лет организовывал массовые волнения с политической мотивацией. Такого примера в советской истории больше нет. Мы не сойдем с этого пути.

 

Мы были готовы не доводить дело до войны с Грузией, обсуждать в 1992 г. установление федеративных отношений, о чем договорились с грузинской делегацией. Но когда она вернулась в Тбилиси, ее даже не стали слушать, потому что, получив оружие при разделе имущества СССР, там понадеялись, что все решат силой. Теперь они хотят вернуться в прежнее русло, но так не бывает. Прошедшая война изменила ситуацию. Но даже, несмотря на это, после войны в течение некоторого времени мы были готовы подписать документ о конфедерации с Грузией, подготовленный МИД РФ и Примаковым. Но в 1997 г. грузинская сторона отказалась сделать это. Мы ждали еще два года, вносили поправки, которые постоянно выдвигала грузинская сторона, а когда увидели отсутствие желания у Тбилиси идти на компромисс, провели референдум, на котором более 90% граждан проголосовали за независимость. С тех пор политические вопросы, кроме отношений двух равноправных субъектов, с Грузией не обсуждаем.

 

"Y": Оккупация Грузией Кодорского ущелья также не способствует переговорам?

 

С.Ш.: С получением помощи Запада на вооружение и оснащение армии, в Грузии возродился реваншистский милитаристский дух. Они решили, что у них достаточно сил, стали угрожать и отказываться от переговорного процесса, его формата, структур и механизмов. В частности, Грузия отказалась от четырехсторонних встреч по безопасности в Гальском районе, ввела войска в Кодорское ущелье в нарушение Московского соглашения, хотя в этом документе прямо записано, что ущелье должно быть демилитаризовано, а грузинские войска выведены в места постоянной дислокации за пределы Абхазии. Более того, по другим договорам ни один вооруженный человек не должен проникать в Абхазию с территории Грузии, в этом обязалась грузинская власть. Совбез ООН акцентировал внимание на необходимости выполнения Московского и других соглашений. Но все тщетно. Прямо у наших границ организован так называемый "патриотический лагерь". Несмотря на реакцию ООН, затем Грузия разместила еще один в Кодорском ущелье. Полеты беспилотников – также нарушение соглашений. Через свое влияние в ООН, в "группе друзей" Грузия протащила заявление о необходимости материальной компенсации возвращающимся беженцам. Эти формулировки не соответствуют нашим договоренностям.

 

"Y": Кто, по версии Тбилиси, должен выплачивать компенсацию беженцам?

 

С.Ш.: Абхазская сторона – вернуть дома, компенсировать убытки. По инициативе Грузии эта тема обсуждалась на Генеральной Ассамблее ООН. 14 государств проголосовали з&#1