Будучи на квартире депутата Литовского Сейма и члена Парламентской Группы в поддержку Чечении Петраса Гражулиса чеченский журналист Майрбек Тарамов увидел странную табличку об объявлении голодовки. Почему и как депутат объявил голодовку – с этих вопросов и началось интервью Петраса Гражулиса ГИА Чеченпресс.
П.Гражулис – стойкий сторонник независимости Чеченской Республики Ичкерия, тот самый, в чьей квартире несколько лет назад располагался сервер Кавказ-Центра. Он рассказал удивительную историю о том, что сотрудники Службы Безопасности Литвы путем несанкционированного взлома проникли в его квартиру, обрубили кабели и вынесли аппаратуру сервера. В данном интервью читатели могут ознакомиться с крайне негативной оценкой Петраса Гражулиса того, что касается проекта Имарат, возглавляемого Мовлади Удуговым, владельцем Кавказ-Центра.
Редакция Чеченпресс
– Уважаемый депутат, вот у вас на шкафу лежит оригинальная табличка с призывом к голодовке. Вы можете рассказать историю, связанную с вашим протестом?
– Когда советская оккупационная армия покидала границы Литвы, один их генерал сказал следующее: «Мы уходим, оставаясь!» Это означало, что уходя официально, русские оставляли в Литве свою 5-ю колонну – сотрудников КГБ, сексотов и т.д. Например, Министр Иностранных Литвы – бывший капитан КГБ. Когда Литва объявила о своей независимости, этот человек еще числился официальным агентом КГБ. Директор Службы Безопасности Литвы тоже был раньше агентом КГБ. Только совсем недавно они подали в отставку. Тем не менее, они всегда остались «на плаву», во власти. И что примечательно – они друг друга поддерживают во всем, не только при устройстве на работу. Таким образом, фактические бразды власти в Литве находятся у них в руках, несмотря на существующие официальные властные структуры Литвы.
Бывший глава нашего государства, Бразаускас, был первым секретарем компартии Литвы, а нынешний премьер-министр – бывший советник Бразаускаса по партии и секретарь. Кстати, у нас почти все нынешние министры – бывшие члены, секретари компартии Литвы. А на прошлой неделе, бывшего КГБ-эшника (о чем было доказано и заявлено официально) хотели поставить первым заместителем председателя Сейма Литвы. А председатель Сейма – тоже бывший секретарь компартии Литвы.
Обо всем этом я говорил в своем выступлении на сейме Литвы, повесив на шею эту табличку. Я спросил: кто-нибудь из бывших литовских политзаключенных занимает какой-нибудь ответственный пост? И добавил – если вы такого назовете, я вас награжу. Таковых не оказалось!
– Но почему же так произошло? Вроде бы литовский народ, прошедший ужасы ГУЛАГа, советской оккупации, должен был быть более разборчивым в своем выборе…
– Я вам разъясню. Практически все те, кто отстаивал независимость Литвы, либо убиты, либо высланы, либо оказались за рубежами своей родины. Уничтожена лучшая интеллектуальная и моральная часть литовского народа. Те, кто остались, это далеко не лучшие, это те, которые смирились с оккупацией. Это те, которые в какой-то мере были связаны с оккупационной властью, их родственники. Вот они-то и выбирают коммунистически-гэбистских представителей. Это цена оккупации, это ее плоды. Их влияние очень сильно в Литве.
– И каков же результат вашей акции протеста?
– Фактически никакого, хотя ради справедливости надо отметить, что ко мне присоединились еще 4 депутата. Но опять-таки, толку никакого.
– А вы общались со своими противниками?
– Конечно же, общался и сейчас общаюсь. И знаете, что они мне говорили: «Голодай! может скоро подохнешь. А мы – были и будем!»
– Насколько мне известно, в Литовском Сейме вы курируете вопросы, связанные с правами человека. Вероятно, вы также осведомлены о том, каким образом Запад реагирует на то, что происходит на территории Чечни. Что вы скажете по этому поводу?
– Хочу сказать, что мы, литовцы, очень внимательно отслеживаем ситуацию с самого начала войны в Чеченской Республике, и все мы выражаем сочувствие и поддержку чеченскому народу. Мы поражены мужеством вашего народа, который на протяжении 13 лет противостоит российскому агрессору, применяющему невиданную в мире жестокость.
Современная война ведется двумя способами: реальные боевые действия и информационная война. И конечно же, силы на обоих фронтах далеко неравные. У России колоссальный военный потенциал, огромные финансовые ресурсы, а на информационном фронте у Кремля практически неограниченные пропагандистские ресурсы. А у чеченского народа нет ни денег, ни газет, ни радио, ни телевидения, практически никаких ресурсов. Ни один другой народ в подобных условиях не смог бы так долго сопротивляться, но чеченцы не сдаются.
Если бы вы задали другой вопрос – насчет поддержки Запада, то эта поддержка большей частью такая формальная, опирающаяся на существующую на бумаге декларацию о праве народов на самоопределение. То есть, нет явной, от чистого сердца поддержки борьбы чеченского народа со стороны демократического сообщества.
– Фактически происходит то, что ранее проделывали коммунисты во времена Советского Союза, когда право народов на самоопределение существовало на бумаге, называемой Конституция СССР…
– Да, к сожалению здесь различий мало. Точно также, когда Литва была оккупирована, под&#