Вопрос: Вы один из тех людей, который хорошо осведомлен о жизни чеченских диаспор в Европе, которые, по разным оценкам, насчитывают от 80 до 100 тысяч человек. Это в масштабах чеченского народа весьма значительная его часть. Каково положение чеченских диаспор, в чем их нужды и тревоги? Насколько они теряют или, напротив, сохраняют чеченскую культуру и традиции? Какова их будущность?
Ответ: О положении чеченских беженцев в европейских странах можно говорить сколь угодно долго и на эту тему есть много публикаций. Поэтому я не буду повторяться, а приведу некоторые другие факты.
К большому сожалению, отношение европейцев к беженцам из Чечни меняется не в лучшую сторону. Я имею ввиду вновь прибывающих. Миграционное законодательство европейских стран ужесточается чуть ли не с каждым месяцем. В прессе то одной, то другой страны появляются негативные статьи о беженцах из Чечни, хотя, смею заверить, по сравнению с другими беженцами, чеченцы не совершают поступки, нас позорящие. Конечно – в семье не без урода, но это единичные случаи. Беда в том, что европейские власти и журналисты, до конца не разобравшись в национальной принадлежности, спешат назвать правонарушителей чеченцами, хотя те грузины, армяне и т.д.
Отдельной строкой надо сказать о российских провокациях. Они выработали целый комплекс мер по дискредитации чеченцев за рубежом. В ход пущены деньги, кремлевская пропаганда, агентура влияния, расплодившаяся в каждой стране Европы. Подобные меры просто не могут быть безрезультатными. Поэтому чеченцам следовало бы остерегаться злачных мест, контактов с «дорогими россиянами», какими бы те «дорогими» не были.
Европейские власти очень чувствительны и знают о происходящем в Чечне. Хотя они об этом не говорят открыто, но негативно относятся к объявлению эмирата, для них это своего рода аль-Кайда, Бен-Ладен, экстремизм, терроризм и все, что с этим связано. Результаты не замедлили сказаться. Даже Австрия – традиционно по-доброму относящаяся к беженцам из Чечни, принявшая их рекордное количество, теперь начала отказывать в статусе, появилась угроза экстрадиции в Россию тех чеченцев, которых будут пытать и убьют в российских застенках.
Конечно же, мы, международные правозащитники, предпринимаем меры, чтобы подобного не произошло.
Хотя «зеленые комиссары» хотели бы в негативном цвете преподнести европейское влияние на чеченцев, особенно чеченских детей, к счастью, это обстоит ровным счетом наоборот.
Недавно меня оповестили о том, что в каждом муниципалитете Швеции имеется специальная образовательная программа для детей иностранцев, согласно которой дети могут изучать свой родной язык, традиции, культуру. К тому же, за эти уроки платит шведское правительство.
Для меня это было очень важным открытием, и я с радостью занялся этой программой. Сейчас в моей группе пока пять детей, а в будущем, конечно же, их будет больше – на чеченцев в этом вопросе можно положиться. Правда, пока дают только один час в неделю, но лиха беда – начало.
Необходимую информацию о чеченском языке, традициях, культуре берем из Интернета. Говорят, что в Финляндии издан учебник чеченского языка, но пока мои обращения прислать его результатов не принесли. В этой связи хотел бы обратиться к состоятельным соотечественникам – окажите помощь в издании и распространении литературы на чеченском языке, особенно детской. Это и будет вашей лептой, за которую Всевышний воздаст вам сторицей, а чеченский народ принесет свою благодарность.
Заканчиваем мы урок чеченского языка словами доа: «Йа Аллах1-Дела, ма дитлахь нохчийн къам шайн мохк боцуш!» (О, Боже! Не оставляй чеченцев без Родины!) Амин!
Интервью провел Сайхан Умаров.
chechenpress